В рамках рубрики «Русмарин» в лицах» сотрудники Группы транспортных компаний «Русмарин» рассказывают о своём профессиональном пути, личных достижениях и навыках, которые они получили за время работы и которые помогают им в карьерном росте.
Герой данного выпуска – старший менеджер по международной логистике ГТК «Русмарин» Анастасия Максина. О том, как произошёл переход из банка в логистику, а потом из секретаря в экономисты; о том, чем экспедиторы похожи на туроператоров; и почему так важно работать с «холодной головой» – в интервью.
Расскажите о старте своего профессионального пути — с чего вы начинали карьеру?
По образованию я экономист. Я окончила вуз по специальностям «Банковское дело» и «Финансы и кредит». Высшее образование я получала, как и многие, совмещая с работой в банке. Первая половина моего дня проходила на работе, а вечером я бежала в институт.
В банковской сфере я проработала в общей сложности 6 лет. Начинала я с взаимодействия с физическими лицами, затем была работа с юридическими лицами, а впоследствии я стала кредитным инспектором. Однако по прошествии лет я пришла к решению о том, что продолжать карьеру в банковском мире более не планирую. И хотя моё образование было напрямую связано именно с работой в банке, я сменила направление и перешла в рекламно-производственную компанию. Сперва моя новая должность совмещала в себе обязанности офис-менеджера и специалиста кадрового отдела, затем я стала менеджером по продажам сувенирной продукции.
Однако впереди ждал 2020 год – эпидемия коронавируса, изоляция, переформатирование привычного подхода к работе. Эти изменения коснулись и меня — я вновь сменила направление деятельности и пришла в Группу транспортных компаний «Русмарин».
Расскажите о профессиональном развитии — какие этапы вы прошли, какие должности занимали?
Моё путешествие в ГТК «Русмарин» началось с должности секретаря, где я знакомилась с документацией и процессом документооборота, устройством компании, её замечательными сотрудниками и, конечно, самой логистикой. Работа давалась мне без проблем, ведь умение систематизировать данные и работать с документами я получила ещё во время обучения в институте.
Однако Группа транспортных компаний «Русмарин» активно развивает возможности как вертикального, так и горизонтального карьерного роста – когда открываются новые вакансии, в первую очередь об этом информируют текущих сотрудников компании, предлагая желающим попробовать свои силы и применить знания в новой области. Именно так и произошло со мной: спустя некоторое время после начала моей работы в должности офис-менеджера в ГТК «Русмарин» открылась вакансия экономиста, и я получила это место.
Благодаря образованию по данной специальности и приличному опыту работы в банковской сфере, интеграция в новую должность происходила для меня плавно и комфортно. Несмотря на то, что транспортно-логистическая сфера имеет свои особенности по части оформления документов и работы со счетами, ранее я уже занималась документооборотом, находясь в должности офис-менеджера, а потому обязанности экономиста позволили быстро сориентироваться и сконцентрироваться на более глубинных процессах работы с документами и счетами, лучше разбираться в логистике, узнать о значении незнакомых ранее профессиональных терминов. Вся эта новая информация увлекала меня. Мне нравилось разбираться во всех процессах грузоперевозки, понимать особенности организации экспедирования разными маршрутами. И хотя в должности экономиста я взаимодействовала с логистическими процессами только посредством работы с документами и счетами, транспортно-логистическая сфера во всём своём многообразии становилась всё более интересной для меня.
Группа транспортных компаний «Русмарин» тем временем продолжала расти и развиваться – произошло расширение Отдела продаж и преобразование его в несколько более профильных направлений для оптимизации рабочих процессов и более удобного взаимодействия как между коллегами, так и с клиентами ГТК «Русмарин». Одним из таких новых направлений стал Отдел международной логистики. Как и ранее, в этот раз компания снова предоставила коллегам шанс попробовать свои силы на новых должностях. Так как многие логистические процессы мне уже были хорошо известны, а взаимодействие с коллегами было давно налажено, я приняла решение перейти в новый отдел и стать менеджером по международной логистике.
Благодаря наработанным ранее компетенциям, новая должность позволила мне не только сохранить результативность своего труда, но и продолжить моё профессиональное развитие. Так, на данный момент я являюсь старшим менеджером по международной логистике в Группе транспортных компаний «Русмарин».
Какие навыки удалось развить за время работы и какие знания вы получили?
Развитие навыков, которые я использую в работе по сей день, началось ещё во время моего обучения в институте – образование по направлению «Банковское дело» предусматривает большой массив взаимодействия с документами, отчётами, списками. Благодаря аналитическому складу ума и предрасположенности к систематизации данных, обработка информации всегда давалась мне легко, однако со временем, работая в разных должностях, данные процессы были сопряжены с растущей ответственностью, а потому требовали внимательности и аккуратности, которые специалист по работе с документами обязан оттачивать и улучшать каждый день.
Кроме того, карьера в сфере логистики неразрывно связана с вовлечением в процессы экспедирования грузов. По мере своего карьерного пути я начала проводить параллель между работой логиста и туроператора. В каком-то смысле, будучи логистами, мы отправляем груз в путешествие, нередко очень увлекательное и необычное. География расширяется, узнаешь точечную локацию и маршруты, о которых не знал – всё это интересует меня и позволяет получать знания во многих областях: ведь, подобно тому, как туроператор изучает регионы, которые в дальнейшем советует своим клиентам, мы также изучаем особенности организации грузоперевозки, варианты маршрутов следования, различные ограничения, которые необходимо учитывать в ходе экспедирования, а также зарубежный менталитет, национальные особенности, различные праздники и режимы работы… Это большой объём информации, который необходимо держать в голове, актуализировать и учитывать при работе.
К тому же, необходимо развивать компетенции в сферах валютного законодательства, таможенного дела, документального оформления, ведь логист – это не узконаправленная специализация, а профессия, требующая широкого спектра знаний и навыков, которые также под чутким руководством знатоков и через изучение специальной литературы можно приобрести со временем.
Следует отметить также и улучшение лингвистических способностей. ГТК «Русмарин» — это международная компания, специалисты которой ежедневно общаются с агентами и партнёрами за рубежом. В обязанности менеджера по международной логистике входит немалая часть контактов с подрядчиками из других стран, так что необходимо прокачивать навыки владения иностранной речью, отставать нельзя!
Что, по вашему мнению, помогло вам в профессиональном развитии?
Однозначно стрессоустойчивость и критическое мышление!
Транспортно-логистическая сфера – это область, в которой нет ничего постоянного. Бывает так, что ситуация кардинально меняется за день или даже за час, и приходится не только быстро реагировать на новые условия, адаптироваться к ним и искать альтернативы, но и оставаться при этом рациональным и вдумчивым специалистом. Если поддаваться панике, терять контроль над ситуацией и своими рабочими процессами, это может нанести урон как профессиональной деятельности, так и интересам наших клиентов, агентов и партнёров. На фундаменте из стрессоустойчивости, внимательности и усердия каждого сотрудника строится эффективное взаимодействие и, соответственно, именно эти качества влияют на финальный результат. Благодаря тому, что логистика постоянно переживает трансформацию и часто находится в состоянии турбулентности, умение оставаться с «холодной головой» очень помогает в работе.
С этим тесно связано и критическое мышление – что бы ни случилось, в нашей работе нужно оставаться объективным, уметь правильно интерпретировать ситуации, не давать необоснованных оценок и всегда непредвзято оценивать ситуацию и текущие обстоятельства. Кроме того, стоит применять критическое мышление и к самому себе – трезво оценивать собственные шаги, быть для самого себя непредвзятым критиком, выявлять собственные сильные и слабые стороны, чтобы становиться более компетентным в своей области.
Какие советы можете дать коллегам по цеху?
«Знай и люби своих коллег» — это главный совет, который сопровождает меня на протяжении всей моей карьеры и который я с удовольствием готова передать коллегам. Мы все здесь являемся частью единого механизма, где от действий (или бездействия) одного сотрудника зависят многие важные процессы и результаты. Очень важно знать, кто есть кто, что к чьей зоне ответственности относится, к кому можно обратиться с тем или иным вопросом. Сотрудники, отделы, службы, каждое звено, как единица – все должны функционировать не только самостоятельно, но сплоченно, ведь, в первую очередь, в работе мы стремимся к общей цели, а она состоит из личного вклада каждого сотрудника.
Какие советы вы дали бы себе, если бы могли вернуться к началу карьеры?
Не бояться принимать решения, которые кажутся кардинальными. Мой опыт показывает, что всему своё время – за пять лет в ГТК «Русмарин» я успела поработать в нескольких должностях, переход между которыми хоть и был для меня каждый раз большим и серьёзным шагом, но в итоге открывал двери к лучшему, и я бы ничего не хотела изменить.



